28 января Ва-Та-Га снова в ДОМе
28.01.2007 20:0028 января, в воскресенье состоится концерт группы «Ва-Та-Га» в клуюе дом по адресу Бол. Овчинниковский пер., д. 24, стр. 4, метро Третьяковская.
О группе
Группа «Ва-Та-Га» в составе: Александр Леонов (вокал, духовые, струнные, пила), Алексей Деревлев (гитара), Аркадий Соколов (перкуссия), Сергей Шелепин (контрабас) была образована в Петрозаводске в августе 2000 года и до 2004 года носила название Reel.
На сегодняшний день «Ва-Та-Га» — одна из лучших российских этно-групп. Сами музыканты называют стиль «Ва-Та-Ги» «арт-фолком на основе северных народных песен». Журналисты определяли музыку группы как этно-эмбиент или фольклорный джаз.
«Ва-Та-Га» использует акустические инструменты и современную цифровую и аналоговую обработку звука. Кроме классических гитары и контрабаса в арсенале ансамбля большое количество этнических духовых, струнных и ударных: карельская скрипка йохикко, вологодский гудок, жалейки, калюки, бубны.
«Ва-Та-Га» — это сплав музыкальных традиций древности в сочетании с современными стилями и направлениями на основе русского песенного фольклора. Музыканты приветствуют импровизацию во всех её проявлениях, а также ведут эксперименты с формой композиций и их звучанием. Слово арт-фолк используется в связи с тем, что группа исполняет не аутентичный фольклор, а синтезирует его с различными современными течениями как акустической, так и электронной музыки, что не позволяет отнести группу к какому-либо одному определённому стилю.
Коллектив имеет огромный арсенал акустических инструментов, собранных со всего мира. Это перкуссионные инструменты латинской Америки, Африки, Индии и Европы; духовые инструменты различных стран; смычковые и щипковые — струнные инструменты; а также классические — такие как гитара, контрабас, флейта и др.
Но, наверное, самое главное, это то, что не объяснишь ни составом интсрументов, ни перечислением жанров. А в том, что этими же инструментами, на которых можно играть беззаботные версии «Валенок», они вызывают к жизни музыку первобытно прекрасную и первобытно страшную, извлекают ее даже не из инструментов и не из себя — а из слушателей.
По материалам www.zvuki.ru
О концерте Ва-Та-Ги в ДОМе:
Александр, а откуда Вы? Вы настоящий помор?» — допытывался я по окончании концерта Ватаги в «ДОМе» у главного «ватажника» Александра Леонова. «Ну, родился я в Петрозаводске, а в предках у меня много кого намешано: и поморы, и ингерманландцы: не знаю, стоит ли об этом писать…» «Да нет же! Я просто хочу понять — откуда? откуда?».
Откуда такое сочетание мягкой славянской распевности, неброской красоты русского севера с жестким драйвом, настоящим шаманством, прорывающимся из-под этой распевности, как клокочущая магма.
«Я с детства слушал эти песни от моей вологодской бабушки, но тогда не понимал в этом ничего. Стал понимать, только уже став взрослым, слушая записи».
Строго говоря, петрозаводская «Ватага», до нынешнего года давно выступавшая и записывавшаяся под названием Reel — не первые в России, кто, побродив по чужим музыкальным полям, вплотную занялись нео-этно на основе русского фольклора. Можно вспомнить, конечно же, и Инну Желанную с группой Farlanders (особенно их последний чрезвычайно удачный альбом «Вымыслы» и разнообразные формации с участием Сергея Старостина, и электронные опыты Волги.
Но мало у кого получалось наполнять неторопливые русские напевы в сложных нечетных размерах таким напором, такой энергетикой. Может быть, дело в том, что «Ватага» использует набор инструментов, хорошо зарекомендовавший себя в чрезвычайно плотной по фактуре музыке радикального новоджазового «Волков-трио»: контрабас (на котором играют как смычком, так и щипком), перкуссия и подключенная через многочисленные примочки полуакустическая гитара, на которой играют не аккордами и не соло, а отдельными нотами — или скорее даже звуками. Кроме того, сам Леонов подыгрывает себе на аутентичных инструментах — новгородской скрипице-гудке, шведских гуслях с непроизносимым названием, и народных духовых.
Сочетание плотной новоджазовоой ритм-секции с фольклорным голосом создает очень необычный, завораживающий эффект. Но в первую очередь, конечно, дело, конечно в личности самого Александра Леонова. Худощавый, с огромными голубыми глазами, крючковатым носом, пепельной бородкой и остриженными в кружок волосами — именно таким изображают на иконах Александра Невского. Ничего удивительного: до Поморья, как известно, не докатилась волна татаро-монгольского ига, и коренные жители тех мест действительно могут выглядеть так, как выглядели славяне тысячу лет назад.
Во время концерта он спокойно сидит на стуле, но в нем чувствуется сжатая пружина, тот самый «угрюмый, тусклый огнь желанья», о котором писал Тютчев.
Пока мы беседуем, к Александру один за одним подходят восторженные слушатели, благодарят, спрашивают, где можно купить записи, когда еще можно послушать в Москве. «Мы прямо отсюда, из „Дома“ уезжаем в Петрозаводск. Не очень-то нас здесь зовут. Продюсеры клубов, наверно, думают, что раз фольклор — значит, мы должны быть какие-то смурные, нет в нас веселья», — смеется Леонов.
Действительно, карельская Ватага — это уж никак не лаунж. Их песни могли бы служить боевыми гимнами, с которыми шли на бой с силами Тьмы жители Рохана…
25.12.2004, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)
Все события