на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Светлана Бень («Серебряная Свадьба»): «У меня был восхитительный период увлечения „Гражданской Обороной“»

17.05.2011 22:25

О своих музыкальных вкусах и любимых дисках разных лет сайту Experty.by рассказала Светлана Бень — неподражаемый лидер кабарэ-бэнда «Серебряная Свадьба», чей недавний альбом «Сердечная мускулатура» удостоился самых высоких оценок экспертов.

Я слушаю все, что звучит вокруг. Музыка окружающего мира для меня интереснее собственно музыкальных произведений. И поэтому я практически не слушаю музыку целенаправленно.

Я выросла на советских фильмах и до сих пор музыка из них для меня самая прекрасная — «Приключения Буратино», «Красная шапочка», «Звездный мальчик», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Служебный роман», «Гостья из будущего». Самое главное музыкальное потрясение детства — звучание шарманки в фильме про Буратино.

В детстве на меня также произвели неизгладимое впечатление индийские фильмы и мне до сих пор они нравятся — своей невероятной наивностью, абсурдностью и нахальным оптимизмом и особенно тем, что там все всегда поют. Как ни странно, это у них получается очень органично. Итальянская эстрада — Тото Кутуньо, Пупо, Челентано, Рикки Э Повери в большом количестве проникала в дом при содействии старшей сестры. Приходилось любить и это….

Еще с детства я полюбила Анну Герман. Когда мне было три года, мы с ней встретились в Польше. Мы с родителями приехали в гости к родным и на перекрестке встретили красивую женщину, которая везла деревянную лошадку на колесах. И пока онемевшие родители не знали, о чем и как заговорить с великой певицей, мы с ней составили увлекательную беседу. Я попросила подарить мне лошадку. Сообщила, кто я и откуда, и рассказала, что когда вырасту, планирую стать клоуном. Лошадку она мне так и не подарила, зато пожелала на прощанье «стать настоящей артисткой». Позже я стала слушать ее песни — мне очень нравится ее голос и то, что она была очень красивая, спокойная и естественная, как гармоничное дерево. Например, яблоня.

В целом же до 15 лет я воспитывалась на витебских дискотеках и любила популярную музыку того времени. Слушала традиционный набор — «Мираж», «Комбинация», «Ласковый май», Олег Газманов и проч. Мне запомнилось одно огромное потрясение тех времен. Я прочитала в любимом мною журнале гневную статью вменяемого (как я поняла потом) человека, который очень зло прошелся по творчеству всех вышеупомянутых музыкальных деятелей. Мне было очень больно. Я хотела его придушить. Или посадить в яму со змеями. Очень скоро я поняла, что он был, конечно же, прав. Во всем, кроме одного — он оскорблял и злобствовал. А такой подход рождает у оскорбляемого лишь желание расправы, а не позыв, скажем, попытаться послушать другую музыку. Поэтому принципиально никого не критикую, только если знаю, что могу чем-нибудь конкретно помочь.

Что случилось в 15 лет? Я услышала Виктора Цоя, и это изменило мою музыкальную жизнь. Услышала на кассетах, потом попала на его последний концерт в Витебске, а через полгода он погиб. Естественно, слушала и другие советские группы, но как-то никто с ним сравниться не мог. Разве что Башлачев — он меня потряс.

Заново я влюбилась в музыку лет в 17-19. Я открыла для себя Doors, Кейт Буш, Joy Division, New Order, Дэвида Боуи, Rolling Stones. Категорически мимо меня прошли Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC, Pink Floyd, которых я до сих пор пытаюсь заставить себя полюбить, но по-прежнему никак. К Beatles я отношусь хорошо, но они меня не потрясли. Хотя со временем я начала любить их больше, чем Rolling Stones. Их творчество мне кажется более разнообразным и экспериментальным и менее позерским.

Примерно тогда же у меня был восхитительный период увлечения «Гражданской Обороной». Мне нравилось сырое мощное звучание и тексты, которые меня пробирали насквозь. Думаю, что поэтика Егора Летова — одно из самых сильных влияний, которые я испытала в своей жизни. Конечно же, не обошлось без Янки Дягилевой.

Следом начала слушать «Звуки Му», «НОМ», «Мегаполис», «Колибри», «Аукцыон», Meantraitors. Со временем музыки становилось все больше, ее стало легко добыть. Ее стало так много, что мой мозг не справлялся. Я открыла для себя группы, которые до сих пор отношу к числу любимых: Einstuerzende Neubauten, The Stranglers, Noir Desire, Паскаль Комелад, Мерет Бекер, Ману Чао, Цезария Эвора, Beirut, Kaiser Orkestra, Марлен Дитрих. Очень люблю Прокофьева и Шостаковича. Вертинского открыла для себя лет в 18-20, но до сих пор потрясена.

Что касается белорусов, то самое первое и мощное впечатление-это вокал Тамары Раевской из радиоточки. Ее голос был похож на мамин, и для меня он до сих пор связан с чем-то пронзительным, с каким-то особенным родным ощущением. А лет в 15 я впервые услышала песню Михалка «Ты кинула», но ни в какой не в записи. Да ее весь Витебск пел под гитару, она была народной песней! Это было задолго до всебелорусской популярности «Ляписов».

Самое мощное концертное впечатление я получила от концерта «Нейро Дюбеля» — это было лет 15 назад. С тех пор я видела много выступлений кого ни попадя, но до сих пор впечатление от того концерта остается для меня одним из самых ярких. Такую степень самоотдачи и энергии, как у Куллинковича тогда, я редко встречала в своей жизни.

В Витебске была восхитительная группа La Bomba, были Nitkie. А еще группа «Небоскребы» — совершенно психопатическая. У них были тексты, построенные на парадоксе, которые по силе и неожиданности не уступали Мамонову, но были нежнее и человечнее. Потом человек, который их писал, ушел из группы, и все это исчезло вместе с ним. Многих других, к сожалению, я не помню — их было так много, что все они слились в один поток музыкального энтузиазма.

Любимые диски я решила расставить по местам, исходя из того, насколько сильно они на меня повлияли.

ЗАПАД

1. Mano Negra «Amerika Perdida» (1992)

В телепередаче «Видимо-невидимо», которая была для меня культурным окном в мир, я увидела клип неизвестной группы. Мне было лет 15-16. Музыка меня заворожила. Долгие годы я искала, что это за группа, но так и не нашла. Стараясь восполнить нехватку этой музыки в своей жизни, я написала свою первую песню под гармошку. Отсюда возник первый росток будущей «Серебряной Свадьбы», а название группы я узнала только лет через 15 — Mano Negra.

Это диск-эмоция. Тут меньше лихости, чем когда Ману Чао стал выступать соло, меньше ска, меньше разухабистости, больше сомнений и поисков. В этом диске есть много песен на французском, и у Ману Чао этот самый французский звучит так, что мне хотелось убегать с ним в стога. В целом, это магическое сочетание завораживающей монотонной музыки с французским языком и ненапряженным полусонным вокалом, который вдруг становится максимально взрывным и диким.

2. Meret Becker «Nachtmahr» (1998)

Это великая немецкая актриса и певица, некоторое время она сотрудничала с Einstuerzende Neubauten, но у нее много сольных удивительных проектов. Это музыка, уходящая корнями в немецкое кабаре, но с совершенно современным преломлением. Брутальная, сумрачная, временами очень нежная, но никогда не сентиментальная.


3. Pascal Comelade «L’argot du Bruit» (1998)

Это безумный французский композитор, который играет дадаистическую непредсказуемую музыку, используя детские инструменты, расстроенные банджо, музыкальные шкатулочки и непредсказуемый хлам. При этом он сотрудничает с великими музыкантами и певцами, например с PJ Harvey. Для меня это самый главный учитель и образец для подражания.

4. Tom Waits «Big Time» (1988)

Том Уэйтс — это наше все. Этот концертный альбом я услышала самым первым, и он очень впечатлил. Мне особенно нравятся альбомы «Swordfishtrombones» (1983), «Raindogs» (1985), да и все остальное нравится не меньше. Просто название «Big Time» легче запоминается, вот и все.


5. The Stranglers «La Folie» (1981)

На этом альбоме находится самая известная песня Stranglers «Golden Brown». У меня от нее прямо дыхание перехватывает. Мне вообще нравятся песни с монотонной мелодией и бесконечными повторами — думаю, это все влияние шарманки из фильма про Буратино. Во всем, что содержит повторы, есть магическое начало — это закон восприятия. И эта магия присутствует у Stranglers. В этой песне особенно.

БЫВШИЙ СССР И СОЦЛАГЕРЬ

1. Микаэл Таривердиев «Я такое дерево. Автопортрет» (1967)

Непостижимая авторская манера исполнения Таривердиева, очень простая, даже наивная, но очень пронзительная. За большой сдержанностью тут такая сила! Поэзия Таривердиева вместе с его музыкой и его исполнением — это ни на что не похожее явление.



2. Хвост и Аукцыон «Жилец вершин» (1995)

Я вообще люблю цельные альбомы. Здорово, если пластинка нравится целиком -за общее ощущение, а не за отдельные песни. Этот же альбом гиперцельный. На мой взгляд, это 100-процентное попадание в поэзию Хлебникова и удивительно точное сочетание — вокал Хвоста самобытный и прекрасный, а музыку «Аукцыона» надо просто изучать в школе.

3. Кино «45» (1982)

Сначала я, конечно же, услышала на дискотеке «Группу крови», но потом, полюбила именно этот альбом. Возможно, потому что, когда я его услышала, мне было столько же лет, сколько Цою во время записи этого диска — это было очень душевное совпадение вопросов, тем, эмоций. Он какой-то детский и очень честный.


4. Гражданская Оборона «Боевой стимул» (1988)

В случае с «Гражданской Обороной» сложнее всего было вычленить какой-то один альбом, потому что в каждом альбоме мне нравятся какие-то песни, но при этом ни один диск не нравится целиком и полностью. Наверное, в «Боевом стимуле» этих песен больше. К тому же, я его первым услышала.


5. Мегаполис «Мегаполис» (1994)

Сочетание нежности и несентиментальной иронии меня потрясло. Эту кассету хотелось слушать, причем бесконечно. Там была особенная воздушность звучания музыки и вокала, которые сливались с прозрачностью, просторностью текстов. Если говорить о творчестве, то Нестеров для меня — образец интеллигентности.


БЕЛАРУСЬ

1. Иван Кирчук «Спадчына загінуўшых вёсак» (2000)

На мой взгляд, «Троіца» — это самое важное, что было сделано за последние годы для сохранения белорусской традиционной культуры и привлечения к ней живого интереса. Этот альбом, наверное, просто самый близкий — я услышала его тогда, когда он был очень необходим. В Академии Искусств мы ставили спектакль «Адвечная песня», по поэме Янки Купалы. Там не было текста, только песни, многие из которых были взяты нами из этого альбома, и пришлись как нельзя кстати. Большое количество пронзительных, печальных песен вместе с минимальной аранжировкой делают его для меня очень настоящим, архаичным и магическим. Максимально «тужлiвы» альбом.

2. Нейро Дюбель «Умные вещи» (1995)

Это единственный альбом «Нейро Дюбеля», который я слушала от начала до конца. Может он и не самый лучший. Мне больше ничего услышать не довелось, а вот с этим альбомом я несколько месяцев жила. Вот сейчас сижу и с ужасом понимаю — потому что в нем тоже много шарманочности и заклинательности, повторов и городской магии. И «Летели гуси-лебеди», и «Каникулы с Чиччолиной».

3. Ляпис Трубецкой «Ранетое сердце» (1996)

Для меня до сих пор самая любимая работа «Ляписов». Замечательный абсурдный юмор, удивительный образ лирического героя, 100-проценная хитовость всех песен. Попадание в свое время очень сильное.




4. Кассиопея «Луна-Земля-Транзит» (2001)

Самый первый подпольный альбом. Там были все эти знаковые песни «Надо подумать!», «На Луне». Это было первое знакомство, и до сих пор именно этот альбом мне нравится больше всего. Знаете, мне иногда кажется, что людям надо что-то сделать и срочно прекращать этим заниматься (смеется — прим. Д. Б.). Это был взрыв мозга!


5. Kriwi «За туманам» (1998)

Мне просто очень нравится вокал Вероники Кругловой. И она как образ, как такое небесное существо. И трепетность аранжировок. И загадка, которая живет в этом альбоме.

P.S.: Прочитать рецензии на альбом «Сердечная мускулатура», а также послушать и скачать его можно здесь.

Записал: Дмитрий Безкоровайный, Experty.by
Детское фото: из личного архива С.Бень
Концертные фото: Елена Разинкова, www.razinkova.spb.ru


Все записи

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»