на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Олег Каврига - это наше всё

23.11.2007 12:40

Автор Анастасия Ягодина
Фото Сергея Бабенко

Этот человек всегдаходит с огромным рюкзаком, набитым компакт-дисками. Никто никогда невидел Олега Ковригу отдельно от его “парашюта”. Наш гость –“деклассированный химик”, одновременно директор и грузчик, голова иноги компании “Отделение ВЫХОД”. Он издает альбомы только по любви, натом, что он делает, по определению нельзя разбогатеть. История нашейрок-музыки, реставрированные редкие архивные записи, и – новые альбомыинтереснейших музыкантов – “Отделение ВЫХОД” интересует ни много нимало – Культурное наследие! Прекрасно оформленные (чувствуетсянеистребимая любовь к винилу) диски – настоящая находка дляколлекционеров! Коллекционеров, конечно, не так уж много. Олегутверждает, что примерно каждого пятого своего покупателя знает в лицо.Как в условиях современного шоу-бизнеса можно прожить, занимаясь тем,что тебе нравится, пыталась выяснить Анастасия Ягодина.
АнастасияЯгодина: Что должно произойти, чтобы человек, который любит и слушаетмузыку, начал сам ее выпускать? С чего все начиналось?
Олег Коврига:Еще будучи в школе, я начал слушать западную музыку и заниматься“дискобольством” –слушал виниловые пластинки. Мы доставали диски,менялись ими друг с другом – жизнь состояла в основном из этого. У насбыло место встречи на Октябрьской-кольцевой в тупике, в районе 6 ч. Этобыло многолетнее развлечение, пик которого пришелся на 77-й год: у менябывало по три новые пластинки в день! Что-то начал покупать. Апластинка стоила больше, чем была стипендия! ..Но на первом курсеинститута попал в стройотряд, и мне понравилось работать на стройке. Яначал ездить на шабашки и там зарабатывал за два месяца намного больше,чем стипендия за год.
Где-то в 80-м постепенно появилась “советскаямузыка”. Я упорно считал, что ничего хорошего здесь быть не может, амои приятели тем временем начали организовывать концерты.
С концерта“Зоопарка” в ДК “Москворечье” друзья вернулись в восторге ипереписывали его у меня дома, и как-то постепенно меня забрало. Яподумал – ничего себе! Вот, человек настолько открыто все выдает, разветак можно? Оказалось, что только так и нужно на самом-то деле!
Апотом был “Аквариум” в саду Эрмитаж, весной 82-го,– вот это был ураган!Я туда попал и понял: Да! Могут! (Это была примерно та же программа,которую мы потом выпустили под названием “Электрошок” – концерт в ГлавАПУ, но первый концерт был лучше! К сожалению, его никто тогда незаписал, а он был потрясающий!).
И пошло-поехало. Сначала простослушал, потом, поскольку у меня энергии достаточно много, мнезахотелось что-то такое сделать. Включился в эту жизнь, помогал ИльеСмирнову, мы делали какие-то концерты.
В начале 1984 г. наступилмомент когда советская власть поняла, что народ распустился, и решилаего немного поприжать. Именно тогда “свинтили” концерт “Браво” наАлтуфьевском шоссе.С этого момента с “электричеством” началисьтрудности. Было невозможно ни в какие ДК сунуться. И где-то к концуэтого же года появились “квартирные” концерты. Я начал действоватьболее активно, и году в 85-86-м мы, наверное, больше всехорганизовывали их. На “квартирниках” мы разгулялись. Особенно хорошибыли “квартирники” Мамонова Петра Николаевича!
Петр Мамонов
А.Я.: Проводить “подпольные” концерты было небезопасно: ведь со зрителей брали деньги, а это было делом подсудным…
О.К.:Для музыкантов это была возможность хоть как-то заработать. Но этоназывалось “незаконным промыслом”. Собственно, Романова и Арутюнова из“Воскресения” под этим соусом и арестовали: они неаккуратно бралиденьги с комсомольцев, и это было доказано.
Но когда в квартире берешь деньги, это труднее доказать, надо какую-то подсадную утку засылать.
Мывсе этого очень боялись. Я помню, был “квартирник” Шевчука наВаршавском шоссе, и пришли какие-то незнакомые ребята. Мы сталиспрашивать, кто их знает, кто привел – никто не знает.
В концеконцов все ушли на квартиру, а я остался с ними, мы очень долго кружилипо району, и в итоге я их все-таки отшил. Потом, правда, оказалось, чтоэто приятели моего приятеля, но он-то меня не предупредил, решил, чтоони и так попадут.
Но действительно было стремно. Я всегда очень нервничал, тем не менее как-то Бог миловал. У нас такого рода инцидентов не было…
А.Я.: Ты записывал эти “квартирники”?
О.К.:Старался. Приносил магнитофон. Сначала был Kenwood, принадлежавшиймоему однокласснику. Тогда как раз появились эти чудные кассетки.
“Повергая православных в истинный экстаз, появилась в магазине лента BASF”, как пел Силя (“Про Гавриилу-Попа”).
Потом была “Яуза”, ее я носил в рюкзаке, и все это называлось “парашют”.
А.Я.: В то время ты осознавал себя “хранителем вечности?”
О.К.:Нет, абсолютно! Половина была растащена и утеряна лучшими друзьями (таккак понимая, что это оригиналы, не лучшим друзьям я их не давал).
Был,например, знаменитый “кватирник” Майка с Цоем. 12-14 января 1985 г. Яего записал. Но там были все песни-то известные, из них отобрал семь,которых не было ни на каких магнитоальбомах, переписал отдельно скассеты на кассету, а остальное стер… Вот когда появился Женя Гапеев(теперь мы работаем вместе), он поражался такой небрежности!
Укого-то он нашел копию того концерта, но там не оказалось конца: уписавшего закончилась кассета. А потом пытливый Женек, разыскивая ипрослушивая все кассеты, нашел этот хвост у меня на недотертоморигинале, поверх которого был записан “Трубный зов” – хорошо, что оноказался покороче!
В конце концов Женьке удалось собрать веськонцерт из кусочков! Молодец! Если бы не он, многое не нашлось бывообще никогда. И мы не смогли бы это издать.
А потом в какой-томомент “квартирники” просто стали не нужны. Перестройка, наконец,раскочегарилась – начались нормальные “электрические” концерты .
Заметнойвехой был так называемый абонемент в ДК МЭИ, завоевание Ильи Смирнова идиректора ДК Дубовицкого – ежемесячные концерты. Поначалу там тожеденьги было нельзя брать в лоб – это все еще был “незаконный промысел”.Нам выдавались “пригласительные”, мы их продавали своим провереннымлюдям. Эти деньги шли музыкантам.
Потом состоялся концерт“Зоопарка”, на котором музыкантам впервые заплатили официально. Апоскольку мы еще не были в этом уверены, точно так же из-под полысобирали деньги. Их у меня оказалось целых 120 рублей. В итоге деньгиостались у меня. Это было первый раз, когда я на этом реально нажился!Обычно бывало наоборот.
Потом как-то выяснилось, что эта часть нашейжизни тоже как бы не нужна, что все пошло самоходом, и постепенно я отэтого отошел.
В 1991 г. у Мамонова появилась своя студия, в ней стоял аппарат, подаренный Брайаном Ино.
Нашелсяспонсор – Виталий Савенков, у которого было издательство “Ренессанс”(кстати, он первым издал книгу “Москва-Петушки”). Очень хороший человек.
Так возникло “Отделение Мамонов”. И я включился в работу студии.
Былаидея создать что-то вроде Tabla Motown. Такая негритянская студия скучей народа, где все тусовались, играли и записывались вместе – жизнькипела, атмосфера там была замечательная! Мамонов хотел сделать что-топодобное, записывать молодых музыкантов, не только себя…
Один из знаменитых "квартирников"
Но поскольку характер у Петра Николаевича сложный, вместо Tabla Motownпостепенно это стало превращаться в его берлогу ..Единственное, что мытам успели записать – альбом Рады “Графика”, который был выпущеннесколько лет спустя на “Солид Рекордс”. Записали в качестве моейзарплаты.
Студия просуществовала несколько лет и начала разваливаться. Я тогда ушел первый.
В тот период познакомился с Андреем Богдановым и Сашей Данилкиным (фирма “Тау-продукт”– одно из первых независимых издательств.)
Я их встретил на Апрелевском заводе, когда мы занимались производством виниловой пластинки “Транснадежность”.
Онирешили выпустить Мамонова на компакт-диске. Идея была свежая: тогдатолько начали появляться компакты. Но с Мамоновым у них ничего неполучилось, и они предложили мне выпускать других музыкантов, посколькузнал я многих …
Я обрадовался! У меня есть любимая группа “Выход” иСиля – мой друг. С него все и началось. Мы сделали на виниле альбом “Немогу кончить” и собирались что-то делать еще. Уже были матрицы подвинил двойного “Ноля” – “Школа жизни”. “Джазус Крест” Славы Задерия мыдаже пластинки сделали, обложек только не было…
Но тут началось торможение. Я понял, что ничего не происходит просто потому, что у них, как и у всех, нет денег.
Ия решил, что надо занять у кого-то денег и сделать что-то самим, тогдадело пойдет. Занял у своего школьного друга Жоры Ремизова, ставшегодиректором подразделения “Логоваз”. Деньги перевели на Свердловскийзавод (сейчас Уральский электронный завод). И на эти денежки мы сделалипластинку “Выхода нет”.
И когда я понял, что деньги мои, яорганизовал свое хозрасчетное подразделение внутри “Тау-продукта” – таки возникло “Отделение ВЫХОД”.
Понятно, слово “отделение” япозаимствовал у Мамонова, а “выход” – это косвенная цитата из песниУмки (Ани Герасимовой) “Как трудно взрослеть”:

“Если это был не выход – где же выход?
Как трудно взрослеть,
когда уже поздно взрослеть.
Мои одноклассники стали тетеньками
и дяденьками,
А я не хочу. Я все время куда-то лечу.”
Хвост
Мне всегда нравилась эта песня.
ПотомЖеня с Лешей Марковым и Колей Григорьевым затеяли издать концертный“Калинов мост” (Коля занимался бизнесом, и у него появились на этоденьги).
Я говорил, вы бы у автора спросили! Нет, вроде, быладоговоренность. Лешка записал концерт, спросил у Ревякина, как егоназвать. Тот ответил: “Никак”.
В итоге издали натуральный бутлег!“Никак 4.06” (4 июня) и решили, что сейчас быстро его продадут:“Калинов мост” был тогда известной группой. Так нет же! Никто не хотелего брать, даже не понимая, что это пиратский альбом.
Я стал и его продавать вместе с “Выходом”, что-то еще – и все это были рыдания!
В какой-то момент у Жени Гапеева возникла суперидея – издать “Зоопарк”!
Мнеказалось, без нас обойдутся. Это – великая группа! Не нашего класса,другого полета. Я тогда не знал, что наша деятельность примет какие-тоотносительно крупные масштабы.
Но их действительно никто не издавал.
Первым выпустили “Майк LV”.И как-то вдруг оказалось, что это никому кроме нас особо-то и нужно! Для меня это был сильный удар!
Я сам пошел на Горбушку, стал там знакомиться с продавцами. Постепенно кто-то что-то начал покупать.
Федор Чистяков
А.Я.: Где делали диски?
О.К.: Первые пластинки мы делали в Свердловске – “Выхода нет” и Калинов Мост”.
Выгляделоэто ужасно, и мы решили делать в Австрии. Расценки там были – мама негорюй! Но в силу упрямства мы выпустили Майка “Сладкая N и другие”,Комитет Охраны Тепла , “Зоопарк” Blues De Moscow, и “Белую полосу”“Зоопарка”. Помимо всего прочего, меня здорово обобрали, пока я еерастамаживал. Я это надолго запомнил!
Потом появилась возможность делать в Швеции – намного дешевле. И мы выпустили “Уездный город N”.
Честно говоря, я не понимаю, как мы вот этот период проскочили!
Ав Новый 1995 год какой-то непонятный дистрибьютор впервые купил у менядиски оптом. Это был Сергей Краснов, известный по тем временам. Онзаплатил мне деньги. И вообще он был умным персонажем, а вовсе не такимсуровым, как казался. И процесс более или менее сдвинулся. Постепеннона Горбушке что-то начали брать…
Когда каталог хоть чуть-чуть увеличивается, начинается какое-то движение. Стали появляться деньги от продажи ..
Но мы все равно не пережили бы это время, если не друзья.
Потому что это был период почти нищеты...
ТогдаКоля Григорьев, который в свое время спонсировал “Никак 406”, одолжилмне денег. Я ему по сей день должен 8400 долларов. И, если я ему будетплохо, я должен эти деньги отдать.
И еще был Леня Сперанский,приятель приятеля, который работал в каком-то мебельном концерне, чутьли не разборками там занимался. Он решил дать денег на изданиеБашлачева. (При этом самого Башлачева он не слышал, только песни вчьем-то исполнении, но они его очень впечатлили.)
Но для начала онхотел выяснить, кто мы такие. Была беседа – он мне задавал вопросы, ячто-то мямлил в ответ… Ситуация совершено непонятная …
Потом онсказал приятелю: “Я ничего не понял, кроме того, что ребят интересуеткультурное наследие, а не то, что на нем можно заработать! Я думаю,надо дать им денег!”
Собственно, это и была наша база, на которой все это выжило, – деньги Коли и Лени.
И мы не сошли с дистанции, в том числе и благодаря им.
Дальше так и жили: занимали деньги, чтобы издать, потом пытались продать, чтобы как-то эти деньги возвращать…
Олди "Комитет охраны тепла"
А.Я.: А себе?
О.К.:Тогда и в мыслях не было оставить что-то себе! Ну, мы же понимали, что“Выход”, Башлачев особо не будут пользоваться популярностью. Правда, яне думал, что настолько!
После кризиса, когда деньги у всех кончились кардинально, мы вообще ничего не делали.
Потомпоявился Саша Кондратенко, который работал когда-то в “Союзе” наАзовской, и сказал, что есть отечественный завод, выпускающий диски, ирасценки там намного ниже западных. Мы стали делать плас-тинки у них.Постепенно начало организовываться наше производство.
По сравнению с Австрией, себестоимость уменьшилась раз в пять…
Но невозможно заниматься только издательской деятельностью.
Например,я в свое время познакомился с Ольгой Арефьевой. Она тогда “Батакакумбу”продала “Райсу” и была очень недовольна. И я ей посоветовал: “Займи укого-нибудь денег, мы произведем пластинки сами – за твой счет. И япомогу тебе их продать. Потом все пойдет по рельсам.” Она заняла, мычто-то добавили, сделали “Девочку Скерцо” и “Сторону От”. Эти деньгидействительно вернулись. Она с тех пор в производство не вложила никопейки: все последующие пластинки уже проистекали за счет этихпредыдущих.
Не надо никому продавать права! Это была оченьправильная идея, и в результате я сейчас со многими работаю какпроизводственно-торговый сектор, в том числе с Олей Арефьевой, сЛеонидом Федоровым и другими.
Когда освоили производственный процесс, я стал “шабашить” – делать сторонним людям CD на заказ.
Изтого, что я продаю, примерно 200 наименований своих и, допустим, 150чужих. 50% того, что хорошо продается, это Мамонов, Федоров и Billy`sBand. На четвертом месте Оля Арефьева.
Из всего этого, собственно, в моем каталоге – несколько Мамоновых.
СBilly`s Band, например, я даже не знаком. Просто я понял, что этомузыка, которая востребована на рынке, и надо ею “спекульнуть”! Чем яблагополучно и занимаюсь. Они выпускают свои альбомы сами. И правильноделают! А я в данном случае помогаю и себе, и им.
Сейчас я “спекулирую” даже продукцией “Мистерии звука” – вот до чего дошло!
Мне там дают скидку с опта, а я продаю их дорогие пластинки.
Онипроизводят “АукцЫоны”, “Гражданские обороны”. Конечно, для них – этокопейки. Но, например, таких пластинок, как “Аукцыон” и “ГрОб”, мыпродаем больше, чем кто-либо другой.
И вот эти 20% с оптовой цены, которые мне скидывают, – это то, на что живет в том числе и “Отделение ВЫХОД”.
А.Я.: Как продаешь? У тебя есть своя торговая сеть?
О.К.: Да нет никакой сети. Рынок дорогих пластинок сравнительно небольшой.
Естьнесколько фирм, которые занимаются торговлей, “Союз”, “Бомба”,“Синтез”, “Мистерия звука”… А есть рыночники, магазины, какие-то редкиерассеянные клиенты по стране. И с ними надо упорно общаться.
Вот,например, “Бомба” московская находится на Кастанаевской улице. ДоГорбушки – метров пятьсот. Но горбушечники, которым эта продукциянужна, иногда даже туда не доходят.
А я приношу в “Бомбу” своидиски, денег с них не беру, потому что моя продукция слабокоммерческая, а беру у них то, что есть на их складе. Мы с нимиработаем на 100% в обмен!
И – несу, в том числе и на Горбушку.
Петр Мамонов
А.Я.: И эти 500 метров проходишь ты…
О.К.:Их надо преодолеть. А эти пластинки действительно могут продаться,просто надо напрячься, сунуть человеку в нос, убедить его, что ему этонужно.
На самом деле надо бегать ногами и пытаться людям “втюхивать” свою продукцию.
Всевремя “светиться”. И все время на первом этапе пытаться людей“грузить”, а на втором – стрясти с них деньги, если они что-то продали,а они что-то продадут, конечно же.
А.Я.: То есть образ Олега Ковриги с “парашютом” (“рюкзаком”) вечен и неизменен?
О.К.:Это, к сожалению, на данном этапе неизбежно. А может быть, и в будущемтоже. Рентабельность нашей деятельности очень низкая.
А.Я.: Каким жеобразом замечательный “узкий круг своих людей” узнает о выходе новойпродукции? Какой-то промоушен у вас существует? Рассылки, реклама?
О.К.: Рекламы как таковой нет вообще. На самом деле, прямой рекламой даже ассы шоу-бизнеса сейчас почти не занимаются …
Люди,которые слушают такую музыку, обычно интересуются сами: по интернетулазают, на Горбушку ходят – ищут в таких местах, где это должнопоявляться.
Когда выходит что-то новое, появляются рецензии. Есть сайт http://www.russian-music.ru/– это мои приятели, которые торгуют на Горбушке. У них самая лучшаяколлекционная точка на всю страну! По ассортименту, близкая к идеалу! Японял, что многие уже за этим следят. Когда что-то новое выходит, онидовольно быстро покупают. И коллекционеры постепенно понимают, чтосначала надо зайти на В2-232, где наверняка есть все!
Но у наших авторов большая часть дисков продается не через торговую сеть, а на концертах.
Вот,например, едет Леня Федоров в Краснодар, и продает там 30-40 пластинокна концерте. А в Краснодар эти дорогие пластинки никак иначе и непопадут! Даже если они там появятся в магазине, то, во-первых, будутстоить дороже, чем на концертах, а во-вторых, эти 30 человек –потенциальных покупателей – просто туда не дойдут. А до концерта дойдути там пластинку купят!
Хотя, вот недавно приезжал человек из городаШахты, покупал у меня Мамонова, Федорова – все нормально, т. е. что-тои по сети уходит.
Роль личности в этом огромна!
Например, есть уменя клиенты – прекрасный магазин в Туле. Они там чего только непокупают! Какой у них там ассортимент! И это – Тула, в общем-то бедныйгород! Но им удалось постепенно “прикормить” каких-то своих людей. И,как я понял, к ним приходят люди и говорят: “ Хочу того-то и того-то.Хочу коллекцию ДК!” Они нам звонят, что нужна коллекция “ДК”.
Силя
А.Я.: Это уже работа под заказ!.
О.К.: Да. Если только появляется в каком-то городе человек, который владеет темой и хочет этим заниматься – дело пойдет!
А вообще примерно каждого пятого нашего покупателя я знаю в лицо! Если не больше!
А.Я.:При нынешнем развитии технологий компакт-диски, похоже, скоро не будутнужны . Сейчас все больше людей скачивают музыку из сети, и попрогнозам рынок компакт-дисков скоро сойдет на нет…
О.К.: Все к томуидет. Рынок ощутимо “садится”. И, скорее всего, компакты в ближайшеевремя ожидает судьба винила. Ими будут заниматься только коллекционеры,все остальные будут скачивать файлы на флэшки, и никакие CD им не будутнужны.
Но для коллекционеров компьютер не подходит! Им приятно взятьв руки Вещь – полистать, почитать. Именно поэтому мы уделяем стольковнимания оформлению. И выпускаем дорогие альбомы.
А.Я.: Для вас это получается более выгодно?
О.К.:Есть рынок дешевых пластинок, которые все стоят одинаково – 2 долл.оптом на оптовых складах. Огромный ассортимент. Их “хавает” вся страна,поскольку они дешевые. Но на дешевом рынке есть закон: если позиция непрокачивается в единицу времени столько-то, то это нерентабельно! Онавсе равно умрет.
Для того чтобы делать дешевые пластинки, нужны большие тиражи.
Рынок дорогих пластинок более узкий, но более долгосрочный.
Например, новую пластинку Лени Федорова мы продаем в опте по 8 долл., можем продать, например, 4000 экземпляров.
Дешевых можно было бы продать примерно 8 тыс. по 2 долл. И прибыль в итоге получилась бы гораздо меньше.
Олег Коврига
А.Я.: Некоторые фирмы выпускают одновременно и дорогой, и дешевый вариант…
О.К.:В нашем случае это экономически не оправдано. С “Зоопарком” мы провелиэксперимент. Альбом The Best сделали дешевым, 2 тыс. едва продали – ипосадили рынок дорогих.
А люди, которые слушают такую музыку, как правило, рано или поздно готовы купить дорогую пластинку.
А.Я.: То есть вас пока не касаются проблемы падения рынка компакт-дисков?
О.К.: Этот рынок наименее подвержен влиянию интернета, MP3 и т.д. Сдыхает прежде всего рынок дешевых компактов.
Нопо нам это тоже бьет. Я, например, из-за этого лишился очень хорошейточки на Горбушке, которая продавала много моих пластинок.
У нихначал сильно падать общий оборот. Дорогих дисков продавалось столькоже, сколько раньше, а дешевых – намного меньше. И они аренду елеплатят, зарплату себе самим еле платят. Они подумали-подумали и снового года свою точку отдали!
Теперь сидят без работы.
Вот если мы откроем магазин, мы их возьмем.
А.Я.: Неужели у тебя будет свой собственный магазин?
О.К.:Ну, собственным его, конечно, назвать нельзя, но он скоро откроется.Рядом с Бородинской панорамой, по адресу Кутузовский пр., д. 4. И воттам мы развернемся. Будем всех туда завлекать, и тогда ужедействительно будем заниматься рекламой!
Магазин будет называться“Дом культуры”, он заработает в конце апреля – начале мая. Он не совсеммой: его реальный хозяин – мой друг Паша. Но политика там будет наша. Итам наконец все будет так, как я хочу!
Сейчас я, например, снабжаю“Трансильванию”, “Зигзаг“ и т.д. , но я не могу их заставить разместитьна витрине то, что мне хочется. Не могу даже заставить их иметь вналичии то, что нужно мне. А тут все будет в наших руках. Там будет, поидее, все, что имеет отношение к “Культурному Наследию”….И тогда мыбудем прикармливать коллекционеров!!!.
Псой Короленко
А.Я.: Какова структура “Отделения ВЫХОД”?
О.К.:Структура очень проста. “Отделение ВЫХОД” непосредственно состоит изтрех человек. Женя Гапеев занимается мастерингом, иногда обложками,иногда чем-то еще. Он чисто творческий работник, идеальнопредназначенный для того, чтобы собирать и хранить архивы, ему все этоочень интересно.
Я занимаюсь производством и торговлей. Мне помогает Саша Валединский.
Приэтом у нас есть склад, который принадлежит моему приятелю Вовану (он же– “индивидуальный предприниматель Терещенко”). Аренду мы платим вдвоем.Бухгалтер к нам приходит два раза в неделю.
Как это ни странно, за последние годы все, что сделано под лейблом “Отделение ВЫХОД”, сделано вбелую.
Навсех пластинках сзади должен быть адрес завода-изготовителя и адрес дляпредъявления претензий. И это как раз адрес Вована. Таким образом,склад тоже является частью “Отделения ВЫХОД”.
На этом складе живуя, Вован, Саша Валединский и бухгалтер. При этом у Вована есть свойлейбл – BRP, он выпускает всяких ска-панков, которых я не оченьвоспринимаю, но тоже продаю.
И у Сашки есть свой лейбл – “Выргород”,он выпускал всяких “Черных Лукичей”, “Адаптацию” и т.д. Вот сейчас онсделал два переиздания “Гражданской Обороны” – пересведенные и сбонусами. Это на самом деле его большая победа!
Так что у нас на складе, можно сказать, три лейбла.
А.Я.:Что бы ты посоветовал музыкантам, хорошим, интересным, некоммерческим,которые хотят выпустить свой альбом? Скажем, небольшим тиражом длясвоего круга поклонников?….
О.К.: Главное – чего не стоит делать.Не стоит продавать его большой фирме в надежде, что она будетзаниматься дистрибуцией, и это ему чем-то поможет. Фирма сделает 1000шт., кому-нибудь “втюхает”, вся эта 1000 где-то осядет, и все! На этомвсе закончится. Фирма потеряет к этому проекту всякий интерес.
Надо заработать чем-то другим, издать на это свою пластинку – это на самом деле не такие большие деньги.
Приэтом надо помнить, что для неизвестного ( или даже не очень известного)автора все начинается не с продажи пластинок, а с концертов!.
Вот,например, Тропилло сделал “Третью мировую весну”. “Время Ч” самивыпустили свой альбом. Я их никому не могу дать! Фирмы их не берутоднозначно: это неизвестная позиция. Даже рыночники их не берут, дажемои любимые В2-232. Просто у них места мало, они не могут себепозволить их поставить.
Для того чтобы люди “грузились”, надо, чтобы артист выступал! Хоть как-то. Это необходимо.
Мыв свое время издавали Олега Чехова, это было давно, еще до кризиса,году в 97-м, писали на студии “Мизантроп”. Альбом получился интересный.Мы его выпустили. А потом Олег исчез, и все. CD так и не продались.Самое смешное, что Олег потом “всплыл” вместе с группой Би2 в проекте“Нечетный воин”. А его пластинки у меня
до сих пор лежат. Их никто не покупает, потому что никто его не знает. Это совсем упущенное мероприятие: оно не сопровож-
далось вообще никаким экономическим эффектом!
Поэтомуя таким людям по сети не могу помочь ничем! Я могу им сделатьпластинку, но они сами должны выступать и потихоньку на концертах еепродавать. Это единственный путь, другого просто нет!
Сейчас,например, Арефьева продает на концертах 60% дисков, а 40% реализуетдистрибьюторская сеть, которая ее как раз признает как автора. И изсети я отдаю ей деньги. Это получается кардинально выгоднее, чемпродавать кому-то права. Многие музыканты так живут, продавая пластинкина концертах…
А Умка, например, 2% пластинок продает по сети и 98% – на концертах.
Кстати, это вообще хлеб наш – торговля на концертах!
Уменя есть некий “концертный набор”. Такой небольшой передвижноймагазин, т.е. вещи, которые вот эта публика – НАША публика – должна,как мне кажется, покупать. И она это худо-бедно делает.
Андрей "Свин" Панов
А.Я.: Ассортимент меняется от концерта к концерту?.
О.К.:Конечно, он такой плавающий, но суть его остается: Мамонов, Федоров,“Ноль”, “Зоопарк”, реггей-набор, панк-набор (в моем понимании слова“панк”) и т.д.
На концертах Лени Федорова, как правило покупают Хвоста (Алексея Хвостенко)
Ну, “Выход”, я всегда беру, хотя приобретают его редко. Но приятно, когда кто-нибудь радостно говорит “О! И ЭТО есть!”
А.Я.: А в какие проекты ты вкладываешь свои деньги?
О.К.: Только в то, что самому интересно. “Отделение ВЫХОД”– это чистая вкусовщина!
Так,в настоящее время записываем Псоя Короленко, Шиша Брянского, ВадимаПевзнера. Конечно, Шиша продавать невозможно, хотя он очень интересный.Или вот сейчас мы будем делать группу “Хлам”, в которой на самом делеиграют известные люди, тот же Сергей Летов, например. Это реально оченьхороший коллектив. Но тоже понятно, что продаваться это будет плохо …
А.Я.: И что, прибыли тебя до сих пор не волнуют?
О.К.:Мысли по этому поводу такие. Мысль №1: надо сделать один раз и на всюжизнь! И, значит, надо постараться, чтобы потом не было стыдно, что тымог сделать лучше, а не сделал! После нас это никто уже не исправит!
Мысль№2: при этом нам надо выжить, заработать денег. И для этого приходитсяежедневно очень сильно напрягаться. Мы, живем, конечно, не впроголодь,но в очень жестком режиме…
Поэтому я, конечно, не могу себе позволить делать только то, что мне хочется. Но при этом мысль №1 важнее!
А.Я.: Если бы у вас появился неограниченный источник денег, на что вы их направили бы в первую очередь?
О.К.:Вообще, у нас есть список дел, которые мы реализовать пока не можем, ахотелось бы. Например, я бы нанял за деньги человека, который в студиизанимался бы реставрацией архивов.
Кстати, за реставрацию архивов внашей стране мало кто берется. Потому что это занятие очень тяжелое иочень неблагодарное. Есть на всю страну человек 20, которые владеютотносительно нормальным компьютерным мастерингом. Но одно деломастеринг, другое – реставрация.
А у нас Женек сидит, поскольку онфанат и маньяк: он не успокоится, пока сам себя не удовлетворит. Врезультате процесс растягивается на годы!
Вот если бы можно было кого-нибудь подключить… Но вообще-то такая работа стоит колоссальных денег!
А.Я.: А у вас много архивов?
О.К.:Например, нам надо бы выпустить на DVD все материалы, касающиесяБашлачева. У нас их набралось много. Но с ними надо упорно, кропотливои долго работать, чтобы сделать хорошо. Как мы сейчас сделаем, так онои будет существовать дальше. А остальное все уйдет в небытие.
То же самое – архивы “Зоопарка”. Надо сделать какой-то один DVD, этих архивов не так то много. Но их надо хорошо обработать.
Или,например, режиссер Быхыд Килибаев (он снимал в свое время рекламныеролики для МММ про Леню Голубкова). Он очень любит группу “Ноль” иснимал концерты – просто так для себя по любви! Сохранилась эта съемка1992 г. – на восемь (!) камер, а мы никак не можем ее обработать. Надо,чтобы кто-то это сделал: занялся монтажем, синхронно накладывал звук ит.д. – это огромный труд! Нужна работа профессионала, на специальномоборудовании – это стоит очень дорого.
Но когда-нибудь мы обязательно это сделаем….
А.Я.: Вся твоя деятельность – чистой воды подвижничество. Для кого все это?
О.К.:Можно “отмазываться”, говорить, что все это для потомков, для детей. Нона самом деле, конечно же, для себя! Поскольку я сам не автор и немузыкант, то в какой-то момент понял, что могу сделать что-то полезноеименно в этой области.
Я таким образом самоутверждаюсь. Простоесть вещи, которые делаются для души. И если потом кто-то сможет кэтому приобщиться, это замечательно! И не важно, произойдет это сегодняили через 20 лет.

Источник: Ш-М №1 2006 (44) | Рубрика: Шоу-базис

ОТДЕЛЕНИЕ ВЫХОДимеет в каталоге своих изданий: Федор Чистяков "Ондатра брать живым",НОЛЬ "Полундра!", Умка & Boris "Push&Pull in Portland",АКВАРИУМ "Электрошок", Леонид Федеров "Зимы не будет" DVD и многие другие CD/MC/DVD


Все записи

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»