на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Мария Страхова: «Люди привыкли жить по законам этого мира. У нас другие законы!»

25.11.2013 01:45

интервью туристическому порталу azbukaka.ru (оригинал статьи)

Мария Страхова – не только талантливый дизайнер и очень открытая и улыбчивая девушка, но и одна из организаторов культового явления в музыкальной и культурной жизни России – фестиваля Пустые Холмы. На фестивале «Открытые маршруты» в творческой усадьбе FreeLabs, где Мария вместе с коллегой Михаилом Заческиным рассказывала о поездке на американский фестиваль Burning man, я расспросила ее о феномене ныне закрытых Пустых Холмов, дальнейших планах развития фестиваля, опыте поездки на Burning man и многом другом.


Здравствуйте, Мария! Я представляю туристический сайт Azbukaka.ru и хочу задать Вам несколько вопросов. Давайте начнем с вопроса о том, как образовалась команда организаторов фестиваля Пустые Холмы и почему Вы решили его делать? 

Именно Пустые холмы? (улыбается) Я закончила Бауманский и еще во время моей учебы там сложилась компания, которую я называла «бауманские хиппи». Это были ребята, знакомые со многими музыкантами, они и сами играли, путешествовали на фестиваль «Радуга» и встречались с очень интересными людьми. Это была большая команда, и я постепенно через них поняла, что Москва и то, что было раньше – квартирники, творческие вечера – все еще продолжают жить. Мы ходили друг к другу в гости, пили портвейн, но это было больше традицией, чем увлечением. Для меня, по крайней мере. И в один прекрасный момент человек по имени Хоббит, безумный художник, сказал: «Что такое? Жизнь идет, а мы ничего не делаем! Мы просто пользователи, давай сделаем что-то свое!» Так мы решили собраться, позвали знакомых музыкантов, построили маленькую сценку у прекрасного озера, и три дня был концерт для друзей. Нас тогда было 300 человек, все знали друг друга, а если кто-то кого-то не знал, то очень быстро знакомился. Это был такой междусобойчик. Нам понравилось! И вот прошло 9 лет, коллектив рос, прекрасных людей становилось больше…


 
Вы с такой ностальгией об этом рассказываете… Считаете, что концерт на 300 человек лучше, чем фестиваль на несколько десятков тысяч?
 
Нет, я считаю, что все хорошо в свое время. Изначально мы делали праздник для себя. Со временем, когда Пустыми холмами стало интересоваться большее количество людей, мы начали делать свой праздник и для них тоже
Но последние года проведения Пустых холмов показали, что у многих есть свое представление о празднике. Не все хотят порой погрузиться в чью-то атмосферу, но некоторые привозят свою, так скажем, не совсем соответствующую нашему представлению о музыкальном фестивале. И когда таких людей стало больше, понимание того, зачем мы это делаем, ушло. И мы временно прекратили проводить Пустые Холмы в таком большом масштабе.
 
Ясно. Но ведь Вы проводите другие музыкальные фестивали, на Пустых Холмах все не закончилось…
 
Пустые Холмы до сих пор продолжаются, просто в очень маленьком формате. Теперь фестиваль проводится камерно, плохая погода отсеивает лишних людей, мы ставим одну маленькую сценку и приглашаем компанию, которая образовалась в процессе проведения предыдущих Пустых Холмов. Мы все очень друг друга любим и регулярно видимся.

А где вы искали музыкантов? Это ваши знакомые?
 
Нет. Изначально одним из принципов построения Холмов было то, что фестиваль помогает людям. Мы делаем его как помощь этому миру, позволяя людям понять, что можно быть свободными, можно жить по-другому. Особенно это важно показать тем, кто живет в каменных коробках городов и ведет образ жизни «работа-дом-работа-дом-работа». А с музыкантами история немного другая. Есть много прекрасных групп, которые живут в маленьких городах и у них нет слушателей, потому что в их городе их не понимают, хотя они делают чудесную музыку. И за три месяца до начала фестиваля многие группы присылали нам свои демо-версии по почте, прослушивая которые, наша команда отбирала лучшие группы. Так, из 500 групп, которые присылали нам свои заявки в последние годы Пустых Холмов, мы отбирали примерно 30. Это были лучшие! Мы приглашали их к себе, оплачивали им дорогу и питание, а они выступали у нас и находили своих слушателей. Несколько групп с помощью нашего фестиваля попали на Наше радио. Они стали выступать, гастролировать, приезжать в Москву, потому что появились люди,
которые их поняли и полюбили, и таким образом, у группы появился шанс. Ведь это здорово! Это и было нашей целью!

Скажите пожалуйста, откуда у Вас изначально были средства? Ведь фестиваль некоммерческий, а Вы говорите, что оплачивали группам дорогу, питание и так далее.
 
Это тот вопрос, который ломает сознание людей, когда мы рассказываем, как мы делаем наш фестиваль. Люди привыкли жить по законам этого мира. У нас другие законы (смеется). И мы доказываем нашим фестивалем, что это реально – делать фестиваль исключительно на свои собственные средства. Как это происходит: организаторы целый год работают и зарабатывают, кроме того, у нас есть несколько знакомых фирм, доходы которых в большей степени шли когда-то на организацию Пустых Холмов и все работники этих фирм были с этим полностью согласны, потому что они тоже были участниками фестиваля. Потом дружественные нам люди, которые могли это себе позволить, давали нам в долг, но очень условно. То есть это звучало примерно так: «Если вам удастся заработать деньги, вы можете вернуть мне долг. А если нет, то я вам его прощу». И люди с радостью нам помогали, давали средства. Конечно, были проблемы, потому что не хватало на все, как нужно. Но еще одним из условий Пустых Холмов всегда была полная свобода. То есть если ваша фирма хочет с помощью нашего фестиваля дать свою рекламу, вы можете помочь нам в организации – например, построить сцену, дать в аренду музыкальное оборудование, и где-то в углу разместить свой логотип, но ни в коем случае не навязывать себя публике. И многие соглашались на такое сотрудничество.


 
Давайте теперь поговорим про ваши новые фестивали – осенний Город Золотой, например. Скажите, почему решили не останавливаться на Холмах, а делать еще один фестиваль? В чем его особенность?
 
Последний фестиваль я пропустила, потому что была как раз на Burning man в Америке и не успела оттуда вернуться. Но на самом деле это – не новый фестиваль. Он проходит уже около 6 лет. Изначально, когда мы решили делать Город золотой, ситуация была следующей: Пустые холмы настолько захватил умы людей, им настолько нравилось, что происходит, что они не могли остановиться и говорили: «Давайте делать еще, давайте организуем осенние Холмы, зимние Холмы, весенние Холмы…» И на этой волне безумной инициативы и даже некоторой одержимости мы сделали осенние Холмы, то есть фестиваль Город Золотой.

А сколько вас было?
 
Скажем так, волонтеров в лучшие времена на стройку собиралось до двух тысяч. Представляете, это же уже маленький фестиваль, ведь эти люди приезжали на выходные, помогали нам в стройке и уезжали обратно! А самих организаторов, тех, кто постоянно тратит время и средства, около 300, но я могу ошибиться, потому что эти люди живут в разных городах. Я лично знаю человек 50. У нас очень много направлений, которые порой не сильно пересекаются. Например, транспорт и дизайн. Под моим начальством бывало до 150 дизайнеров, которым я просто рассказывала, что нужно украсить, а как – они решали уже сами, предоставлялась полная свобода творчества.


 
Понятно. Мария, недавно Вы посетили американский фестиваль Burning man и на презентации своей поездки здесь, на Открытом пространстве, сказали, что теперь видите путь дальнейшего развития Пустых Холмов. Так чего же ждать, что будет?
 
Я только увидела, какие могут быть перспективы развития того, что мы все очень любим и долго делали, поняла, что можно сделать так, чтобы Пустые Холмы продолжили приносить радость нам и другим людям. Я встречалась с другими организаторами Пустых Холмов и даже сейчас ребята продолжают гореть и говорить: «Давайте продолжим Пустые Холмы!» Но понимаете, по сути, Холмы держатся на очень небольшом количестве, так скажем, основных организаторов. И мы видим, что, пока не найден новый путь развития фестиваля, нет смысла его продолжать, потому что опять приедет много людей, которые не понимают нашей идеи свободы и того, зачем они здесь, которые приезжают попить водки. А что касается самих вариантов и пути развития, то когда-нибудь на сайте Пустых Холмов появится пост о нашей поездке на Burning man и возможных путях развития, которые я увидела там. В беседе с одним из организаторов фестиваля Burning man нам предложили делать Burning man Russia, но в России уже есть заинтересованные в этом люди, так что, возможно, в скором времени такой фестиваль появится. Но лично я радею за Пустые Холмы, поэтому здесь есть два варианта: либо мы трансформируем Холмы, либо на их базе сделаем новый фестиваль, учитывая опыт прошлых ошибок.
 
Что ж, думаю, многие будут ждать Вашего поста по поводу Холмов! А теперь давайте поговорим непосредственно о фестивале Burning man, с которого Вы недавно вернулись и где представляли свою арт-модель станции Мир. Расскажите подробнее, пожалуйста, как решили поехать в Америку на фестиваль, трудно ли далось строительство модели?
 
Про сам фестиваль Burning man мы знали очень давно. Я как дизайнер всегда с восторгом смотрела фотографии с фестиваля и восхищалась объектами, мне было очень интересно, как они это все делают, как это организовано. Мне очень хотелось, чтобы у нас появился хотя бы один маленький объект, подобный тем, какие бывают на Burning man. Но объект не доехал, зато доехала я сама (смеется).


 
Вообще идея поехать на Burning man у нас была много лет, но из-за того, что мы делали Холмы, что было достаточно затратно финансово, поездка все время откладывалась. Но идея витала в воздухе и, когда Холмы закончились, она воплотилась в проекте ребят, которые на Холмах называли себя «Мостострой». Я ехала туда за опытом, и, как я надеюсь, мне удалось уловить ключевой момент Burning man. Я увидела их «кухню», то, как построен фестиваль.


 
Вопрос про наш объект, наверное, лучше задать тем, кто его непосредственно придумывал – это Саша Миронов и Сема. Ребята вложили в объект идею того, что станция Мир – это самое большое достижение нашей страны. А открытая пирамида – это связь с космосом и вселенной. Тем самым мы отправляем в космос наше послание мира. Так как у нас был первый опыт, было очень много переживаний, непонимания того, как это делать, много страхов и напряжения до начала стройки. Но, приехав на сам фестиваль, я увидела, насколько там все открыты и готовы помочь. Если бы у нас что-то не получилось, бёрнеры просто пришли бы и помогли. Но мы справились, построили объект сами, хотя строить было сложно, потому что объект был большим, а опыта для создании таких конструкций не хватало. В процессе много раз приходилось что-то переделывать, что-то перестраивать, чтобы достичь того конечного результата, который мы увидели. Но мы ее все же построили и все остальное не важно!


 

 

 
А что можете сказать о самом фестивале с точки зрения посетителя?
 
Совет всем, кто соберется туда:
 
Если вы хотите поехать на Burning man, постарайтесь организоваться своей компанией или найдите лагерь, к которому вы примкнете на фестивале. Для первого раза легче присоединиться к какому-то лагерю, но можно, как я уже сказала, и сорганизоваться самим. Особенность построения Burning man в том, что фестиваль готовится заранее и у них есть большое комьюнити, где люди через Интернет находят друг друга, организуются в лагеря, находят и привозят все необходимое для хорошей и комфортной жизни на плайе.
Вход на Burning man стоит около 365 долларов и один из квестов – покупка билета. Здесь нужно дать второй совет: определяйтесь с компанией, отслеживайте дату начала продажи билетов и покупайте их сразу же, потому что они расходятся моментально!
Конечно, еще один важный момент – желательно знать английский. Без него многое вы просто упустите. Хотя русских там много и обязательно найдутся те, с кем можно побеседовать на родном языке.


 
Следующий момент. Мы думали, что Америка – очень дорогая страна и требуется огромное количество денег, чтобы туда приехать и путешествовать. Это не так! Оказалось, что Америка – страна для всех слоев населения. Там можно найти как очень дорогие магазины, так и очень дешевые. Также многое дается просто так. Американцы очень просто относятся к вещам и некоторые вещи для лагеря нам просто дарили.

Мария, я знаю, что на русских коммерческих фестивалях типа Нашествия или Кубаны напитки и еда на территории продаются втридорога. На Burning man так же?
 
Дело в том, что в самих принципах фестиваля Burning man заложено то, что ты едешь на полном самообеспечении. Поэтому там нет никаких кафе, где ты в любой момент придешь и поешь. Но в то же время еще одна особенность фестиваля – принцип дарения. Там есть целая книжица в сантиметр толщиной, где расписана не только программа фестиваля, но также указаны лагеря, где в определенные дни и часы проходят званые завтраки, обеды или ужины. Такие вещи там происходят повсеместно и никто не остается голодным.

Что касается вопроса напитков, то на Burning man есть огромное количество баров, где, помимо воды, угощают и спиртным. Но, несмотря на все это, принцип самообеспечения, о котором я уже сказала, подразумевает то, что ты не рассчитываешь на других людей, приезжая на фестиваль. В Америке очень развит кемпинг, поэтому здесь очень недорогой газ, походные плитки, то есть вопрос голодной смерти снимается сам с собой (улыбается).


 
Один из важных моментов – это омывание на ночь стоп уксусом. Поясню. Пустыня, на которой проходит фестиваль, является щелочной. Там не рекомендуется ходить босиком или в открытой обуви. Но даже если у вас высокие закрытые ботинки, какие были у меня, все равно необходимо каждый день на ночь протирать ноги уксусом. Я подумала: «Что может такого случиться, ведь я хожу в ботинках, зачем мне уксус?!» И поплатилась тем, что на протяжении месяца после фестиваля у меня просто слезала кожа со стоп, что, как вы понимаете, не очень приятно. Так что обязательно поезжайте туда в высоких закрытых ботинках, используйте сильное солнцезащитное средство, носите очки от пыли и мойте ноги уксусом! И, конечно, не забудьте взять с собой безумный костюм и хорошее настроение! (улыбается).


 
Мария, спасибо! И последний вопрос – Вы планируете поехать на следующий Burning man?
 
Для себя я решила, что если у нас сложится коллектив Пустых Холмов, я поеду. Многие люди, с которыми я там познакомилась, звали вернуться. Там прекрасные люди, очень открытые, гостеприимные и заботливые. По крайней мере, мне встречались такие. Скажу так: я с радостью вернусь на Burning man, но у меня нет желания сделать это во что бы то ни стало!


 
Беседовала Мария Михайлова


Все записи

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»