на главную Написать письмо Живой журнал Холмов Группа ПХ Вконткте Youtube-канал ПХ Карта сайта ENG

Фестиваль свободного творчества


 
 
ФЕСТИВАЛЬ СОСТОЯЛСЯ! СПАСИБО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ!

Фестиваль как способ сделать мир лучше

08.08.2013 14:00

Фестиваль как способ сделать мир лучше

Алексей Крюков, организатор фестивалей "Пустые холмы" и "Быть добру", рассказал о проблемах и успехах "холмовцев".

Алексей, расскажите, почему "Пустые холмы" не проводятся последние два года?

Создатели фестиваля несколько разочаровались в том, что происходит. Фестиваль очень вырос в количественном отношении: в 2011 году на него приехало более 60 тысяч человек. Но он, к сожалению, сильно сдал в плане качественном. Из этих 60 тысяч, наверное, меньше половины понимали, зачем и куда они вообще приезжают. Им все равно куда ехать – "Пустые холмы", "Нашествие". Приезжают, что называется, нахаляву потусоваться, попить водки. А так как фестиваль некоммерческий, организаторы тоже не получают никакого удовлетворения от того, что происходит. И поэтому была взята пауза для того, чтобы переосмыслить ценности фестиваля, его форму. И либо прекратить его совсем, либо возродить его через какое-то время уже в новом формате, точнее, в какой-то новой концепции.

Чем сейчас занимаются организаторы ПХ?

© «Город Золотой» Крым (2011) Движение "Пустые холмы" не умерло, люди, которые делали этот фестиваль, занимаются другими проектами, которые родственны "Пустым холмам" и по формату, и по концепции, и по мироощущениям. 

В частности, сейчас проходят три фестиваля, которые делали люди, раньше занимавшиеся "Пустыми холмами". С 13 по 16 июня под Калугой прошел фестиваль Insomnia, он вырос из кинопространства "Пустых холмов", его делают те же люди, которые делали нам киноплощадку. Это фестиваль свободной авторской анимации. Там было показано более 500 всевозможных авторских мультфильмов, видеоинсталляций и так далее.

© Никита ОленинВторой фестиваль – фестиваль волонтеров и их друзей "Быть добру". Его тоже делала часть команды "Пустых холмов". "Быть добру" ставит своей целью пропаганду волонтерского движения как образа жизни. Там волонтерские организации будут рассказывать о своей деятельности, проводить мастер-классы. Кроме этого, будет пять музыкальных площадок: две больших электрических сцены, джазовая сцена, сцена театральных подмостков и свободная акустическая сцена. За три дня у нас выступят 70 исполнителей.

Третий фестиваль, который также делают "холмовцы", называется Тайбола, и он пройдет в Северодвинске на берегу Белого моря. Он абсолютно музыкальный, то есть не несет в себе никаких идеологических вещей, и там будет музыка, которая схожа по формату с той, что пропагандировали "Пустые холмы". На Тайболе будут частично команды северного региона, которые до Москвы обычно не доезжают, и из Москвы некоторые люди приедут.

Осенью  состоится фестиваль "Город золотой", который является осенним форматом "Пустых холмов". Он проходит у нас с 2009 года, в этом году он скорее всего состоится в конце сентября. 

Еще одно важное событие лета – команда "Пустых холмов" едет в Америку на фестиваль Burning man в Неваду строить свой арт-объект, который называется "Колыбель мира". Мы выиграли конкурс и в августе представим там свою работу.

Как вам удалось за 5 лет сохранить "Город золотой", хотя в то же время качество "Пустых холмов" снизилось?

© Город Золотой, Крым (2011)На "Город золотой", в силу того, что он проводится не летом, приезжают люди, которые понимают, зачем и куда они едут. Не просто "шашлычники", не просто праздные отдыхающие, а люди, которые поддерживают наши ценности, нашу музыку и родственны нам душевно.

Фестивальная деятельность – это ваша основная работа?

Нет, для нас это удовольствие, это хобби. Это способ сделать мир немножко лучше – таким, каким мы хотим сделать его лучше. На этом же всегда строились и "Пустые холмы", мы делали их, не получая никакой материальной выгоды, только ради фана. И новые фестивали делаются на тех же принципах. Мы не только не получаем с них прибыль, но вкладываем в них собственные средства. Потому что рекламодателям они не очень интересны, а спонсоры если и находятся, то выставляют условия, которые мы не можем принять: либо они хотят торговать алкоголем, либо хотят вмешиваться в культурную программу фестиваля. Поэтому фестивали мы делаем на собственные средства организаторов. Это довольно разорительно, но такое мы выбрали себе затратное хобби.

Какой бюждет у этих фестивалей?

© Дмитрий ПисемскийОбщий бюджет фестиваля "Быть добру" около миллиона рублей. Мы надеемся, что отобьем эти затраты, потому что у нас будет платная автостоянка, фестивальный платный автобус, который будет возить людей из Калуги и Москвы. Также харчевни, Торговые палатки и ярмарки отдадут часть прибыли. Хотелось бы выйти хотя бы в ноль.

Почему вы не хотите вводить плату за вход?

© Дмитрий ПисемскийМы принципиально не берем деньги ни с посетителей, ни с исполнителей. Нам платят за участие только объекты питания и торговли, то есть те, кто зарабатывают деньги на фестивале. Мы думаем над моделью того же американского Burning Man: там человек либо участвует своими силами и мозгами, либо он участвует своими деньгами. Но пока мы не пришли к модели, которая бы всех устраивала. Чтобы не терять холмовский дух, не уходить целиком в коммерцию. Может быть, когда-нибудь мы достигнем единства, но это будет явно не обычная плата за вход, как на коммерческих фестивалях. Мы постараемся изобрести что-то свое.

Есть ли уже сейчас идеи реорганизации ПХ, которые могли бы помочь сохранить его качество?

Очень простой способ избавиться от той прослойки людей, которые приезжают абы куда – проводить фестиваль в разных местах и необязательно поблизости от Москвы. Если, допустим, фестиваль будет проводиться не в 200 километров от Москвы, а в 600, то значительное количество праздношатающейся публики поленится тащиться так далеко. Они выберут себе место для пикничка поближе. Но, с другой стороны, это ударит по бюджету фестиваля, потому что значительно подорожает логистика, так как большая часть музыкантов, организаторов и волонтеров живут в Москве и в Калуге.

Как вы оцениваете развитие российского фестивального движения?

© Дмитрий ПисемскийФестивальная культура развивается в России, но хочется, чтобы она уже доросла до европейского масштаба. Например, в очень небольшой Венгрии за лето проводится около сотни фестивалей и фестивальчиков. У нас пока их мало, но с каждым годом количество все растет и растет. Практически в каждый уикенд лета проводятся минимум два фестиваля. 

Думаю, что развитие пойдет в регионы, потому что "Рок над Волгой" собрал 700 тысяч человек в этом году – это все Поволжье. Его, конечно, сложно называть фестивалем нашего формата, хотя там тоже бесплатный вход. Но музыка там более мейнстримовая. Мы все-таки стараемся показывать миру исполнителей, которые еще не нашли свое место под солнцем. Из наших 70 групп наверное только 2-3 когда-то где-то можно было услышать на радио, а остальные известны только узкому кругу лиц. Когда группа достигает какого-то уровня известности, мы не прекращаем с ней дружить, но мы не зовем ее уже больше выступать, потому что надо давать место молодым. 

© Никита ОленинМузыка, которую мы пропагандируем – хорошая, просто у нее нет никакой медиа-поддержки, потому что нет у нас ни телеканала, ни радиостанции, где бы эта музыка крутилась. Потому что медийные структуры боятся рисковать своими рейтингами и предпочитают крутить либо простецкую попсу, которую хавает большинство наших сограждан, либо что-то посложнее и поинтересней, но тоже уже широко известное. Без медиа-поддержки очень тяжело. А ее нет, есть только разовые программы, которые обращают внимание на этот формат, но они не могут сдвинуть движение с мертвой точки.

Индира Валеева

Источник - интернет портал Точка-Treff



Все записи

© 2003 Организационный комитет фестиваля «Пустые Холмы»